You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Оливье Сайяр о своей выставке на Pitti Uomo и мечте сделать экспозицию одного платья

Зачем смотреть ретроспективу Сайяра о 30 годах мужской моды и чего ожидать от куратора дальше

13 Июня 2019 Kin Woo

Оливье Сайяр о своей выставке на Pitti Uomo и мечте сделать экспозицию одного платья

Оливье Сайяр. Фото: Grégoire Alexandre

Оливье Сайяр был назначен креативным консультантом Pitti Immagine в 2018 году, но его сотрудничество с легендарной флорентийской выставкой началось почти 15 лет назад, когда в 2005-м он помогал организовывать ретроспективу Йоджи Ямамото. В 2011-м Сайяр отвечал за экспозицию Dressing Like a Man, а в 2017-м — за The Ephemeral Museum of Fashion, а прямо сейчас во Флоренции проходит 96-я выставка Pitti Uomo, в рамках которой он представил свой новый проект в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Рассказываем о новом детище Сайяра и самом кураторе.

Ретроспектива Сайяра A Short Novel On Men’s Fashion, которую он представляет в рамках Pitti Uomo, — это исследование эволюции мужской одежды с 1989 года до наших дней. «В моде есть очень четкие рамки, но внутри них – огромная свобода для экспериментов», — говорит куратор. Так, для выставки Сайяр превратил каждый зал музея в страницу из книги по истории и выделил дизайнеров, совершивших главные модные перевороты за 30 лет — в их числе Раф Симонс, Том Браун, Дрис Ван Нотен и Гоша Рубчинский. Кроме того, по итогу выставки будет составлен масштабный архив современной мужской одежды.

Выставка A Short Novel On Men’s Fashion в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Фото: Astra Marina Cabras
Выставка A Short Novel On Men’s Fashion в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Фото: Astra Marina Cabras

«Наша семья никогда не была частью моды, мои мама и папа работали таксистами, — вспоминает Сайяр. — Но даже в детстве меня очень увлекало искусство. Помню, как я оказался в хранилище музея, окруженный сотнями предметов одежды. Я тут же мысленно перенесся на родительскую мансарду, где когда-то были разложены многочисленные вещи моих четырех сестер. Между этими двумя событиями, безусловно, есть прямая связь: моя жизнь всегда была посвящена хранению вещей».

Выставка A Short Novel On Men’s Fashion в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Фото: Astra Marina Cabras
Выставка A Short Novel On Men’s Fashion в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Фото: Astra Marina Cabras

Хранение вещей — слишком примитивное обозначение того, как Сайяр подходит к работе над каждым своим проектом. Его выставки одновременно остроумные, наталкивающие на размышления, и поэтические, способные отправить зрителя в захватывающее путешествие по прошлым эпохам. За плечами Сайяра — ретроспективы таких выдающихся дизайнеров, как Йоджи Ямамото, Кристиан Лакруа, Жанна Ланвен и его близкого друга Аззедина Алайя. В его исполнении модные выставки из скучного смотра архивных вещей превращаются в увлекательные зрелища, где одежда взаимодействует с окружающими предметами.

из

Hugo Boss весна-лето 2000

Walter Van Beirendonck весна-лето 2009

В сущности, Сайяр придумал новое определение моды как вида перформативного искусства. Достаточно вспомнить его совместные проекты со звездами — моделью Виолеттой Санчес (перформанс Models Never Talk 2014 года) и актрисами Шарлоттой Рэмплинг и Тильдой Суинтон. После знакомства с последней в 2012 году Сайяр придумал один из своих самых грандиозных перформансов — The Impossible Wardrobe, в рамках которого Суинтон взаимодействовала с различными предметами гардероба из архивов Музея Гальера. «Вообще-то мы не задумывали его как перформанс, — признается Сайяр. — Скорее это была 45-минутная выставка, где вместо витрин — Тильда Суинтон».

Если в творчестве Сайяра и существует некий лейтмотив, то это идея о том, что воспоминания и жесты куда важнее физических объектов. «Думаю, после 20 лет работы в музеях мне гораздо больше нравится коллекционировать сувениры и воспоминания», — признается куратор. Кроме того, он постоянно ищет новые возможности для самовыражения и творчества. Например, прошлым летом во время кутюрной Недели моды в Париже Оливье показал свою первую полноценную коллекцию одежды Moda Povera: за основу он взял обычные футболки больших размеров, купленные в интернет-магазинах, а затем задрапировал и перешил их так, что получился настоящий оммаж Мадам Гре. «Нужно постоянно работать, учиться и учить, — признается Сайяр. — Но я всегда очень смущаюсь, когда удается придумать что-то новое. Мне гораздо лучше удается изучать историю, нежели объяснять ее».

Остались ли у него какие-либо нереализованные идеи? «Да, но не уверен, что хоть какой-нибудь музей согласится их осуществить! — отвечает Сайяр. — Я бы хотел сделать выставку всего лишь с одним платьем, которую мог бы посетить только один человек за раз. Невозможно наслаждаться искусством, когда вокруг вас толпятся сотни туристов. Истинная привилегия — оказаться с предметом искусства один на один, и мне хотелось бы подарить этот опыт каждому. Нужно создать такой момент близости между человеком и арт-объектом».

Выставка A Short Novel On Men’s Fashion проходит в Музее моды и костюма в Палаццо Питти во Флоренции до 29 сентября 2019 года.

Gianfranco Ferrè, 2004
Gianfranco Ferrè, 2004
комментарии

Vogue
на планшете

Свежий номер журнала по
специальной цене

VOGUE
на iphone

Скачайте по специальной цене!

Vogue
коллекции

Для iPhone и iPad