You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Что такое кэмп и почему Метрополитен-музей посвятил ему выставку

Рассказывает главный куратор Института костюма Эндрю Болтон

6 Мая 2019 Liam Freeman

Что такое кэмп и почему Метрополитен-музей посвятил ему выставку

Эндрю Болтон. Фото: Pari Dukovic

Выставка Camp: Notes on Fashion, которую 6 мая откроет ежегодный бал Института костюма, исследует историю происхождения и философию кэмпа. О том, что такое кэмп, почему именно эта эстетика стала темой Met Gala и что нас ждет на выставке, Vogue рассказал ее куратор Эндрю Болтон.

Первое упоминание термина «кэмп» в словарях появилось еще в начале XX века. Им описывали «утрированные действия или жесты, используемые для того, чтобы создать некоего персонажа». Проявления свойственной кэмпу чрезмерной манерности можно увидеть в совершенно разных предметах искусства: в статуе Давида Микеланджело, на деревянных гравюрах Китагавы Утамаро и в комедийных пьесах Уильяма Шекспира, вроде «Как вам это понравится».

«Давид» Микеланджело Буонарроти, Академия изящных искусств Флоренции
«Давид» Микеланджело Буонарроти, Академия изящных искусств Флоренции

Кэмп — это специфическая эстетика, которая характеризуется сильной театральностью, искусственностью, гротеском, сочетанием игры с серьезностью и даже вульгарностью. Болтон признается, что ему пришлось преодолеть множество предубеждений, связанных с этой темой. «У людей есть четкое представление о том, что такое кэмп: они воспринимают его как нечто неестественное, связанное исключительно с гей-культурой и трансвеститами, — говорит он. — И это правда, но только отчасти».

Эндрю Болтон на подготовке к выставке в Метрополитен-музее, кадр из фильма «Бал», 2016
Эндрю Болтон на подготовке к выставке в Метрополитен-музее, кадр из фильма «Бал», 2016

За основу выставки Болтон взял эссе Сьюзен Зонтаг «Заметки о кэмпе» 1964 года. Эту работу не раз называли противоречивой: как считала сама Зонтаг, «говорить о кэмпе — значит, предать его». После публикации текста члены гей-комьюнити были недовольны тем, что писательница сделала им каминг-аут без их согласия. До выхода в свет эссе кэмп был чем-то вроде тайного языка, на котором общались между собой члены гей-сообщества, а Зонтаг превратила его в мейнстрим, это понравилось не всем. Тем не менее Болтон считает, что критика в ее сторону не совсем оправданна. «Сьюзен не преподносила кэмп как политический или гей-феномен, она просто описывала его эстетику», — говорит куратор. И признается, что, даже несмотря на эссе, дать точное определение кэмпа невозможно.

Сьюзен Зонтаг. Фото:  Peter Huja, Метрополитен-музей, 1975
Сьюзен Зонтаг. Фото: Peter Huja, Метрополитен-музей, 1975

Экспозиция Camp: Notes on Fashion начинается с зала в духе двора Людовика XIV. На стене висит портрет короля, написанный Гиацинтом Риго, а рядом — изображение его младшего брата Филиппа, который взял псевдоним «Месье» и посвятил всю жизнь танцам и красивым нарядам, преимущественно женским. Здесь же нас знакомят с Фредериком Парком и Эрнестом Болтоном, более известными как Фанни и Стелла. В 1870 году они вызвали громкий скандал тем, что переодевались в женщин и прогуливались в таком виде по улицам Лондона. Центральными экспонатами зала стали два платья из коллекции Erdem весна-лето 2019, посвященной этой эпатажной паре.

Фредерик Парк и Эрнест Болтон (Фанни и Стелла)
Фредерик Парк и Эрнест Болтон (Фанни и Стелла)
Erdem весна-лето 2019
Erdem весна-лето 2019

По словам Болтона, он хотел организовать выставку для того, чтобы «акцентировать внимание публики на эстетике, которая в последнее время стала общим местом». «Когда вы говорите с молодыми людьми о дрэг-квинах и гендере, понимаете, что они не обдумывают все эти темы, — продолжает он. — Для них эти термины звучат старомодно, потому что гей-культура уже стала частью их повседневной жизни».

Платье Marjan Pejoski; платье Palomo. Фото: Метрополитен-музей
Платье Marjan Pejoski; платье Palomo. Фото: Метрополитен-музей

Каждый год зрители ждут красную дорожку бала Met Gala чуть ли не больше, чем сами выставки. На этот раз Болтон ожидает увидеть гостей в максимально ярких, смелых и экстравагантных нарядах: «Хотелось бы побольше образов в духе тех, что делал Боб Маки для Шер или одиозного платья-лебедя Бьорк», — говорит он. Остается надеяться, что даже самые важные звезды поддержат эстетику кэмпа и позволят себе хотя бы на один вечер стать менее серьезными.

Бьорк в платье Marjan Pejoski на церемонии вручения наград премии «Оскар», 2001
Бьорк в платье Marjan Pejoski на церемонии вручения наград премии «Оскар», 2001
комментарии

Vogue
на планшете

Свежий номер журнала по
специальной цене

VOGUE
на iphone

Скачайте по специальной цене!

Vogue
коллекции

Для iPhone и iPad