You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

8-я Московская биеннале современного искусства и что о ней нужно знать

Шоукейс музея Альбертина и диалог с российскими художниками

30 Октября 2019 Дарья Горшкова

8-я Московская биеннале современного искусства и что о ней нужно знать

Алекс Кац. «Джессика». 2007. Из коллекции Альбертины

Пока V-A-C представляет планы по открытию чудо-пространства ГЭС-2 на Болотной набережной, Австрийский культурный форум выводит интерес к художественной жизни за пределы центра с проектом «На районе», а внутри Садового кольца происходит беспрецедентный по меркам биеннале московско-венский обмен. Музей Альбертина стал главным партнером 8-й Московской международной биеннале современного искусства, основной проект с темой «Ориентирование на местности» открывается в Новой Третьяковке 31 октября при поддержке ЦУМа. Как сориентироваться во всем, что происходит, рассказываем подробнее.

Состав

Венский музей Альбертина привозит на биеннале треть из 33 участвующих в основном проекте художников, поставляя из своей коллекции шедевры Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Стефана Балкенхола и не только. В диалоге мэтров искусства с современными российскими авторами организаторы биеннале видят новизну и особенность: директор Альбертины Клаус Альбрехт Шредер считает, что это поможет «смелее смотреть на современное искусство», а президент смотра Юлия Музыкантская называет восьмой выпуск «необычным и ярким», добавляя, что никто еще такого не делал. Альбертина тесно сотрудничает с российскими музеями от Эрмитажа до Пушкинского, но впервые работает с Третьяковской галереей. По словам Шредера, многие из художников ранее не были представлены в России.

С российской стороны участников 12, от Александра Бродского и Андрея Кузькина до Натальи Ситниковой и Марии Суворовой, все подготовили проекты специально к биеннале. Наряду с ними выставили работы художников из США, Китая, Германии, Италии, Нидерландов, Азербайджана, а также Саудовской Аравии и Бахрейна. Австрии в восьмом выпуске тоже много: на биеннале страну представляют шесть авторов, от Сони Гангл и Марии Лассниг до Мунтин/Розенблюм, Ксении Хауснер, Вали Экспорт и Германа Нитча. Куратором выступил оперный режиссер Дмитрий Черняков.

Георг Базелиц. «В. для Ларри (Ремикс)». 2006. Из коллекции Альбертины
Георг Базелиц. «В. для Ларри (Ремикс)». 2006. Из коллекции Альбертины

«Очень ценно, что в Московской биеннале 2019 года планируется участие коллекции современного искусства знаменитого музея Альбертина в Вене и показ произведений важнейших современных художников, уже зачастую ставших классиками, — напоминает о преемственности поколений директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, — в том пространстве, в котором в конце 1980-х — начале 1990-х годов проходили прорывные, как мы теперь это понимаем, выставки современного искусства таких великих художников, как Раушенберг, Тэнгли, Gilbert & George, Розенквист и многих других. Очень важен и показ работ, сделанных в последние годы русскими художниками. Это подчеркивает линию непрерывности традиций присутствия современного искусства как европейского, мирового, так и отечественного в пространстве Третьяковской галереи на Крымском Валу».

Хедлайнеры

В «белом городе», как концепцию выставки обозначает архитектор Сергей Чобан, можно найти все, что угодно. Поверните направо — будут медведи в перьях, инсталляция итальянки Паолы Пиви. Далее — зал с ближневосточным искусством, в том числе Мохаммеда Ходжи, чья работа параллельно открывает арт-программу в ЦУМе. Везде, будь то зал с живописью Виталия Пушницкого в диалоге с Алексом Кацем, или основное пространство с деревянными скульптурами Стефана Балкенхола, работы дышат полной грудью. Как ориентироваться на разреженной местности, где «Черный цикл» Германа Нитча, лидера венского акционизма, пересекается с кроваво-красной живописью Натальи Ситниковой, а Герхард Рихтер запрятан в один из залов-коконов, каждому предстоит решить самостоятельно.

Если оказались в Новой Третьяковке, дойдите до зала с Андреем Кузькиным и Георгом Базелицем, где первый громадой инсталляции «Молельщики и герои» — в ней более тысячи фигурок из хлеба — смело смотрит в лицо двум работам немецкого классика. В одном из залов рядом австрийка Вали Экспорт разбрасывает игральные кубики по потолку, в соседнем Александр Бродский переносит зрителей в пространство подземного перехода. Отыщите и новый фильм Евгения Гранильщикова «Тактика», в котором играют Ирина Старшенбаум и Вера Брежнева. «Мне очень понравилось, что мы запланировали одно, а сделали другое», — улыбалась Вера на открытии минувшим вечером. 8-я Московская биеннале продлится до 22 января 2020 года, с полным списком участников и параллельной программой можно ознакомиться на сайте смотра.

Паола Пиви. We are the baby Gang. 2019
Паола Пиви. We are the baby Gang. 2019

Что до Мохаммеда Ходжи, его бомберы из серии June 24 Driving Jacket с 31 октября можно увидеть не только в Новой Третьяковке, но и на первом этаже ЦУМа. Ходжи выпустил куртки лимитированным тиражом под своим брендом Hindamme, представив вещь не только как арт-объект, но и символ перемен в обществе. Вышив на спине каждого дату «24 июня 2018», художник отметил день, когда в Саудовской Аравии был принят закон, разрешающий женщинам водить машину. Запрет действовал с 1950-х годов. Бомбер появлялся на страницах Vogue Arabia в 2018-м, несколько экземпляров из этой коллекции были приобретены Национальным музеем мировой культуры в Нидерландах.

Моххаммед Ходжи. June 24 Driving Jacket, 2018
Моххаммед Ходжи. June 24 Driving Jacket, 2018

«Одни вопросы. Опять»

При всей ценности имен, фигурирующих в финальном списке участников, и редком шансе впервые увидеть в России многих авторов из коллекции Альбертины, трудно обойти вниманием развернувшийся накануне скандал. В июне 2019 года участвовавшие в 7-й Московской биеннале зарубежные художники, в числе которых Лор Пруво, Сесиль Б. Эванс и Бахар Бехбахани, написали открытое письмо президенту смотра Юлии Музыкантской на сайте Biennale Foundation, призывая других отказываться от участия в выпуске 2019 года. По словам авторов, биеннале в 2017 году была организована чудовищно, и в плане отношения к художникам и персоналу, и в плане выплаты гонораров, задержанных на год и более, личные и коллективные письма и даже вмешательство куратора Юки Хасэгавы не принесли результата. Как отмечает «Артгид», на пресс-конференции в честь 8-й Московской биеннале Юлия Музыкантская подчеркнула, что все выплаты были произведены еще до момента публикации письма. 5 октября в фейсбуке появилось ответное письмо администрации, но многие вопросы сообщества до сих пор остаются открытыми.

Незадолго до открытия 8-й биеннале был опубликован перевод письма зарубежных художников на русский, за ним последовало следующее письмо, уже от представителей российского культурного сообщества. Солидарность с участниками седьмой биеннале выразили кураторы Екатерина Иноземцева, Валентин Дьяконов и Александр Буренков, куратор архива музея «Гараж» Саша Обухова, художники Евгений Антуфьев, Арсений Жиляев, Ирина Корина, Паруйр Давтян, Ирина Петракова, Света Шуваева и Кирилл Савченков, режиссер Дмитрий Волкострелов и многие другие деятели искусства.

Нео Раух. «Давайте перейдем к следующему». 2005. Из коллекции Альбертины
Нео Раух. «Давайте перейдем к следующему». 2005. Из коллекции Альбертины
комментарии

Vogue
на планшете

Свежий номер журнала по
специальной цене

VOGUE
на iphone

Скачайте по специальной цене!

Vogue
коллекции

Для iPhone и iPad