You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

5-я Уральская индустриальная биеннале глазами куратора Шаоюй Вэн из Гуггенхайма

Что стоит за темой «Бессмертие» и почему важно попасть в Екатеринбург этой осенью

11 Сентября 2019

5-я Уральская индустриальная биеннале глазами куратора Шаоюй Вэн из Гуггенхайма

Шаоюй Вэн

12 сентября в Екатеринбурге открывается 5-я Уральская индустриальная биеннале, собирающая художников региона и зарубежных авторов на Уральском оптико-механическом заводе. Перед открытием Шаоюй Вэн из нью-йоркского Гуггенхайма, ставшая куратором основного проекта биеннале, рассказала Vogue о гранях заявленной темы бессмертия и своем опыте работы в России.

Джилл Магид. The Offering (Tapete de Flores, after Kunst Halle Sankt Gallen). 2016–2019
Джилл Магид. The Offering (Tapete de Flores, after Kunst Halle Sankt Gallen). 2016–2019

Предыстория

Шаоюй Вэн, эксперт в области китайского искусства и постоянный сотрудник нью-йоркского Музея Соломона Р. Гуггенхайма, познакомилась с российской художественной сценой около года назад. Уже зная, что стала куратором Уральской биеннале, Вэн отправилась в экспедицию Nemoskva, в прошлом августе протянувшуюся из Москвы до Владивостока. Поиск местных талантов завершился большой осенней выставкой в брюссельском музее Bozar. Прежде чем присоединиться к путешествию и сесть в поезд из Екатеринбурга, Вэн осмотрела уральские биеннальные площадки, а затем провела две недели в пути — изучала художников в городах, где Nemoskva останавливались, и увидела Россию в новом свете. «Я надеюсь, что 5-я Уральская индустриальная биеннале получит больше международной огласки, чтобы больше людей понимали, как разнообразна русская культура и что именно происходит в стране за пределами Москвы и Санкт-Петербурга», — отмечала Шаоюй накануне открытия превью биеннале в ГУМ-Red-Line.

Кристина Лукас. Clockwise. 2016
Кристина Лукас. Clockwise. 2016

Главное о технологиях, будущем и смерти

Тема этого года — «Бессмертие» — рассмотрена Шаоюй Вэн и отобранными ею художниками с множества сторон и выстроена в несколько пересекающихся историй: ищите на выставке сегменты «Огонь», «Жестокость и ядерные грибы», «Труд и скука», «Зеркало и чистое зеркало», «Время» и не только. «Люди искали бессмертие с давних времен, — рассказала Vogue Вэн. — Мы в курсе, что смерть — неизбежная человеческая судьба, и в культуре вокруг этого создано множество всего». Cмерть, по мнению Шаоюй, это инструмент для воображения, позволяющий нам понять самих себя, наши отношения с миром и другими людьми.

«Сегодняшние технологии создают идею физического бессмертия, почти реальную, что меняет многое, — утверждает Вэн. — Бессмертие становится вполне материалистичной целью, сужает наше понимание судьбы и отношений с технологиями, а еще усиливает антропоцентричные взгляды. Мы считаем себя главными в этом мире, цена неважна — будь то убийство животных или растрата ресурсов».

Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. Без названия. 2019
Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. Без названия. 2019

На недавней дискуссии в ЦУМе, организованной Cosmoscow, MMOMA и Phillips, мэтр итальянского арте повера Микеланджело Пистолетто выразил обеспокоенность технологиями, нашей «роботизацией» — она, по словам художника, может «погубить нас так же, как влюбленность Нарцисса в собственное отражение в зеркале». На 5-й Уральской биеннале много говорят о двойственности технологий. «С одной стороны, они спасают людей от смерти, но сколько людей при этом убили, например, ядерным оружием», — подчеркивает Шаоюй Вэн. Вся биеннале в этом году построена на критике технологий, прежде всего концепта современных технологий, подталкивающих нас к идее, что мы можем превзойти саму смерть».

Лиеко Шига. Rasen Kaigan. 2008–2012
Лиеко Шига. Rasen Kaigan. 2008–2012

«В европейском понимании жизнь — праздник, смерть — ад, в других же культурах ее считают чем-то иным, порой очень красивым, — продолжает Вэй. — Мы стараемся рассуждать о смерти на глобальном уровне: в биеннале наряду с европейцами участвует много художников из Азии, из Японии и Тайваня в частности, и у них совсем другое видение вопроса».

Мария Сафронова. «Паника», из серии «Офис». 2016
Мария Сафронова. «Паника», из серии «Офис». 2016

В основном проекте заявлены десятки российских художников, от Евгения Антуфьева с Любовью Налогиной до Арсения Жиляева, Кирилла Савченкова, Ивана Горшкова и Павла Пепперштейна. Посмотреть их проекты, увидеть работы звездных авторов, в числе которых Сиприен Гайяр, Феликс Гонзалес-Торрес, Антон Видокле и другие, а также найти новые художественные имена в Екатеринбурге можно до 1 декабря.

Антон Видокле. Кадр из работы Immortality For All: a film trilogy on Russian Cosmism. 2014–2017
Антон Видокле. Кадр из работы Immortality For All: a film trilogy on Russian Cosmism. 2014–2017

Кроме основного проекта

В первые дни работы биеннале стоит зайти в кинотеатр «Колизей» на Симпозиум (12–15 сентября), его посещение приравнивают к 3D-киносеансу — все темы этого года станут понятнее и объемнее. Поездку на смотр в конце октября совместите с Форумом — 29-го и 30-го там поговорят об индустриальности и культуре, например, о развитии креативной экономики в промышленных регионах.

Спецпрограмма 5-й Уральской индустриальной биеннале распространилась на другие площадки в городе: в «Ельцин Центр» сходите за AES+F с их проектом Allegoria Sacra, если не успели на ретроспективу в петербургском «Манеже», в Уральский филиал ГЦСИ — ради выставки «После нас» (до 20 октября). Полный список активностей можно посмотреть здесь.

Устина Яковлева. Mollusk V. 2016
Устина Яковлева. Mollusk V. 2016
комментарии

Vogue
на планшете

Свежий номер журнала по
специальной цене

VOGUE
на iphone

Скачайте по специальной цене!

Vogue
коллекции

Для iPhone и iPad