You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Почему женщины до сих пор любят корсеты

И как эта вещь стала символом сексуальности и патриархата одновременно

13 Апреля 2019 Maude Bass-Krueger

Почему женщины до сих пор любят корсеты

Модель в корсете Mainbocher, 1939

Из-за своего практического предназначения — держать женское тело в тугих тисках из китового уса и шнуровки — корсет долгое время ассоциировался со строгими устоями патриархата. Но все равно многие красавицы носили его добровольно и с удовольствием — так он стал символом женственности и сексуальности, который модные дизайнеры и фотографы используют до сих пор.

Etro осень-зима 2019
Etro осень-зима 2019

В западном мире женщины (а иногда и мужчины) массово носили корсеты с XVI века до начала XX, хотя первое упоминание о предмете появилось еще в 1600 году до н. э. Со временем конструкцию дополнили каркасом из китового уса или металлических прутьев, за счет которого можно было утягивать торс и талию.

Реклама корсетов в английском журнале, 1899
Реклама корсетов в английском журнале, 1899

На протяжении всех 400 лет корсет был обязательным элементом нижнего белья, и его форма менялась от удлиненных, закрывающих бедра моделей до более коротких — и обратно. В целом корсет служил одной глобальной цели — менять силуэт тела в соответствии со стандартами красоты той или иной эпохи и превращать фигуру то в «песочные часы» в 1800-х, то придавать ей S-силуэт, как в начале 1900-х.

Девушка в викторианском корсете, 1800
Девушка в викторианском корсете, 1800

Впервые о том, что корсеты вредны для здоровья, заговорили в XIX веке, на пике их популярности. В то время этот предмет гардероба уже носили девушки из разных слоев населения, даже представительницы рабочего класса. Некоторые врачи говорили, что корсеты провоцируют заболевания, связанные с дыхательной системой, деформируют строение ребер, нарушают работу внутренних органов, вызывают проблемы с деторождением, повышают риск выкидыша — и ратовали за немедленный запрет. Другие были уверены, что достаточно сделать «облегченные» модели, которые поддерживали бы осанку и корректировали торс.

Модель Кармен Делль’Орефиче, Vogue 1949. Модель в корсете, 1949, Нью-Йорк
Модель Кармен Делль’Орефиче, Vogue 1949. Модель в корсете, 1949, Нью-Йорк

О вреде корсета спорят до сих пор. Историки моды Валери Стил и Коллин Гау считают, что он не был причиной заболеваний легких и максимум мог привести к обморокам и упадку сил. Стил также уверяет, что примеры женщин, которые до предела утягивали талию, желая сделать ее как можно тоньше, — далеко не показательные. Изучив исторические письма, описания и изображения того времени, Валери пришла к выводу, что такая практика была связана скорее с индивидуальными фантазиями девушек и их погоней за вымышленным идеалом.

Иллюстрация Tight Lacing or Fashion Before Ease, Джон Коллет, Bowles & Carver, 1777
Иллюстрация Tight Lacing or Fashion Before Ease, Джон Коллет, Bowles & Carver, 1777

Изобретение новых материалов способствовало появлению более эластичных корсетов — их часто носили женщины, которые вели активный образ жизни и не были готовы отказаться от этого элемента одежды. На протяжении первой половины XX века реклама «инновационных» корсетов то и дело появлялась в женских журналах наряду с другими моделями утягивающего нижнего белья. Окончательно привычка носить корсеты сошла на нет в 1960-е и 1970-е годы, когда стали модны диеты и занятия спортом: корректирующий корсет плохо сочетался со здоровым образом жизни.

После 1970-х корсеты больше ассоциировались с фетишистскими практиками, бурлеском и особой эстетикой, непригодной для будней. Но дизайнеры использовали этот предмет с удовольствием. Достаточно вспомнить коллекции 1970-х Вивьен Вествуд в духе «исторического панка»: «бабушка британской моды» ассоциировала корсеты с образом сильной женщины. В 1980-е по ее следам пошли Тьерри Мюглер и Жан-Поль Готье: корсет с остроконечным бра авторства последнего, в котором Мадонна отправилась в свой тур Blonde Ambition в 1991 году, вошел в историю.

Интерпретации на тему корсетов появлялись в коллекциях Stella McCartney, Yves Saint Laurent, Tom Ford и Balenciaga времен Николя Жескьера: то в качестве нижнего белья, то как самостоятельный предмет гардероба.

Корсет встречается на подиумах и сейчас — мы видели его в весенне-летних коллекциях и совсем недавно на показах осень-зима 2019 Alexander McQueen, Etro, Prada и других. И хотя в глазах многих этот предмет по-прежнему символизирует патриархат и жертвование здоровьем во имя красоты, девушки продолжают любить корсет — и то, как он подчеркивает талию, меняет фигуру и придает женственность. Эту занятную вещицу явно не стоит списывать со счетов даже в ХХI веке.

Balmain весна-лето 2019; Alexander McQueen осень-зима 2019; Джиджи Хадид на показе Prada Menswear осень-зима 2019
Balmain весна-лето 2019; Alexander McQueen осень-зима 2019; Джиджи Хадид на показе Prada Menswear осень-зима 2019
комментарии

Vogue
на планшете

Свежий номер журнала по
специальной цене

VOGUE
на iphone

Скачайте по специальной цене!

Vogue
коллекции

Для iPhone и iPad